Пешеходная Сотка: 24 часа в режиме нон-стоп

На выходных 26-27 апреля мы прошли Пешеходную Сотку – 100 км за 24 часа. Подобные мероприятия проводятся во многих городах, но нас вдохновил отчет харьковских туристов 2012 года, которые успешно прошли эту непростую дистанцию. Мы тоже решили попробовать свои силы. Собралась команда из четырех человек.

Для прохождения «сотки» выбрали местность не с самым простым рельефом, но очень  живописную. Планируя маршрут,  отдавали предпочтение лесным и полевым дорогам, хотя избежать трасс все равно не удалось.

Идти решили в ночь, чтобы к вечеру следующего дня завершить наш «марафон» и успеть вернуться в Харьков. Стартовали в Змиеве, давигались вдоль Северского Донца по Гомольшанским лесам, прошли через села Великая Гомольша, Клеменковка, Беспаловка, Тарановка, и по трассе вернулись в Змиев; выйдя за пределы Змиева, перемещались лесными и полевыми дорогами, прошли  село Тимченки и закончили «сотку» в Мерефе.

Ориентировались по километровкам, из средств навигации был только компас, так что наши подсчеты километража имеют некую погрешность.

Переходы старались делать не более 50 минут, привалы – по 5-10 минут. На перекусы основной упор сделали на сладости – карамели, шоколад, батончики, а также немного фруктов и бутерброды с сыром. Воды каждый нес по 1 литру. «Энергетическим спонсором» нашего мероприятия на последних 30 км стала «Пепси».

Фотографий сделали очень мало, признаться, на это не было ни времени, ни сил. Но все же старт и финиш, а так же рабочие моменты похода мы запечатлели.

Хронология событий

20-00 Вышли на ж/д вокзале в Змиеве. Сфотографировались с украинским флагом, предусмотрительно оглядываясь по сторонам, дабы не нарваться на неприятности еще на старте. Шли по направлению к центру города. Настроение у группы было боевое, еще совершенно не представляли, что нас ждет впереди. Всем хотелось пройти «сотку» именно вместе, показав, так сказать, групповой результат. Мы оценивали свои шансы очень высоко. Обсуждали, как удачно два года назад харьковчане прошли свой маршрут  за двадцать два с половиной часа.

21-00 Вышли на место слияния Северского Донца и Мжи. Отошли от пляжа с его шумными кафешками, и сделали привал минут на 5-8. Решили делать такие короткие остановки каждый час, чтобы не надорвать силы на старте. Шли тропой вдоль реки. Подойдя к Змиевым горам, поднялись наверх. Это одно из красивейших мест Харьковщины, но мы полюбовались лишь огнями вдалеке да еле-еле поблескивающей внизу широкой рекой. Далее пошла извилистая лесная дорога, виляя вверх-вниз, и конечно же, эти перепады выматывали, но темп ходьбы сохранялся быстрый. Ночь была звездная, но безлунная. Дорогу освещали фонарями.

22-00  Вышли на трассу к Гайдарам. Сразу же сделали пятиминутный привал, которого едва хватало, чтоб дожевать бутерброд.   Трасса шла вверх, на подъеме мы немного сбавили скорость. Смотрели на огни городов и поселков  с горы.  Было еще достаточно тепло, пели птицы. Обсуждали, сколько будет, если разделить число на ноль.

23-00 Зашли в Гайдары. Нас встречал лишь надрывный собачий лай, а так село спало крепким сном – в окнах ни огонька. Прошли его очень быстро.  Вышли к базе отдыха «Рост».  Спустились  по лесной дороге к пионерлагерю, и сделали там привал. Подкрепились сладкими батончиками.  На тот момент значительно похолодало. Пришлось надеть теплые вещи. Обсуждали, как страшно было бы идти этими лесными тропами по одиночке.

24-00 Продолжили путь по лесу. Уханье сов и техканье соловьев развлекало нас всю дорогу. Иногда в лесу слышались шорохи, и мы насторожено поглядывали в темную чащу, шарили там фонарями. Прошли мимо раскопок древних городищ, но при всем уважении к истории смотреть их не стали. Прошли места, именуемые Черепаший залив и Птичья гора – облагороженные для туристов экскурсионные объекты. Подошли к селу Коропово. Село молчало, и только развлекательный комплекс «Карнавал» светился всеми огнями, словно Лас-Вегас в пустыне.

01-00 Вышли из Коропово, впереди - подъем по широкой укатанной дороге на Козачью гору. Мы обошли ее с правой стороны, и премировали себя продолжительным привалом в деревянной беседке. Перекусили. Включили музыку, и под  патриотические песни Чубая и Скрябина пошли дальше.  Первая волна сонливости слетела напрочь, шли бодро и весело.  Только спустились к реке Гомольша, как сразу похолодало. Мы снова утеплились и продолжили путь по грунтовой дороге по направлению к селу Великая Гомольша.

02-00 На лесной дороге встретились с бобром – он не слишком испугался таких странных полуночных  гостей, хоть из динамика и горланила на всю «лента за лентой». Больше его расстроила вспышка фотоаппарата, но мы не стали долго мучить животину. Скоро Гомольшанские леса остались позади, а дорога пошла широким лугом. И без того короткие привалы старались по возможности сократить,  так как через пару минут бездействия мы все окоченевали. Не повезло тем, кто не взял с собой перчаток. Обсуждали, как здраво и мудро поступили те, кто собирался идти с нами, но в последний момент отказались от этой затеи.

03-00 Пришли в село Великая Гомольша, сделали привал у магазина, разлегшись на лавках под навесом и забросив ноги на стол на американский манер – чтоб лучше отдыхалось. Усталость давала о себе знать. Глаза слипались.  Прошли спящее село по освещенной центральной улице. Вышли к прудам, от которых веяло пронизывающей сыростью. Пик холода, усталости и сонливости. Все происходило как в тумане – ночные огни на другом берегу, шум бурлящей воды на плотине, лай собак, закоченевшие руки, пар изо рта и отсутствие нашей дороги. Мы чуть не сбились с пути, пришлось немного вернуться.

04-00 Дорога вывела в поле. На востоке заалело, выпала роса. На привале, расстелив дождевики на холодную землю, повалились отдыхать, кто-то даже уснул.  Скоро стало совсем светло, потушили фонари. С нетерпением ждали восхода солнца. Через лес, по старой заросшей дороге пробирались к селу Клеменовка. Темп наш здорово снизился, сильно болели ноги. Обсуждали,  как жаль, что не умеем ходить на руках.

05-00 Завидев первые хаты, очень обрадовались – нам, полусонным, казалось, что мы уже никогда не отыщем это село. Где-то на выходе из Клеменовки к нам прибилась собачка, клянчившая пряники и ластившаяся ко всем  – типичная «дворняга Дхармы». И уже впятером мы встретили восход и грелись под первыми теплыми лучами солнца. Вдоль ж/д по трассе  пришли  в село Беспаловка.

06-00 На ж/д станции Беспаловка сделали привал. Настроения группы были уже не те -  беззаботная радость первых километров пути сменилась на отупляющую усталость после бессонной ночи. На тот момент каждый  тщательно прислушивался к своему организму,  диагностируя все новые и новые болевые ощущения в своем теле – 40 км позади,  не шутка ли.

07-00  Вошли в село Тарановка – историческое местечко с монументом героям-Широнинцам, погибшим здесь в 1943 году. Дойдя до автобусной остановки в середине села, мы попрощались с одним из участников (причина – сильные боли в суставах) и продолжили «сотку» уже втроем. Срезав путь через яр, вышли на трассу, ведущую в Змиев. По ней нам предстояло идти еще около трех часов.  Значительно потеплело.

08-00 Пройдя немного по трассе, сделали привал и констатировали тот факт, что в пути мы уже 12 часов, пройдено 50 км. А это значило, что нам следовало ускоряться. И действительно, после отдыха мы пошли намного веселей. Солнце припекало по-летнему, а вокруг простирались живописнейшие места – склоны холмов, поросшие яркой зеленью, леса вдалеке, а в низине поблескивали пруды. Разглядывая далекие  горизонты, идти становилось значительно интереснее.

09-00 Очередной ходовой час мы встретили на той же трассе, по правую сторону от нас были пруды какого-то рыбного хозяйства. Мы старались идти максимально быстро, надеясь довести скорость до 5 км в час. Подкреплялись на ходу карамельками, отдыхали в тени дубочков или цветущих груш. Иногда возле нас останавливались автомобилисты, у которых, видимо, отсутствовал GPS – мы помогали им сориентироваться. Обсуждали, что мы не только наматываем здесь километраж, но еще и оказываемся социально полезны.

10-00 Издалека увидели огромную тарелку – конструкция, похожая на приземлившееся в змиевских лесах НЛО. Как оказалось, это радар для исследования ионосферы. Говорят, что если над включенной этой штукой пролетит птичка, то она просто испариться. Это на какое-то время заняло мысли. Обсуждали, вот бы такую штуку установить на площади в Харькове...

11-00 Уже приближались к Змиеву. Решили отдохнуть в фруктовом саду на въезде в город. Но пятиминутного привала уже было мало, и мы поднялись на ноги такими же уставшими, как и были. Всем резко стало хуже – мы хромая прошли первые 200 метров. Со стороны, наверное, это выглядело жалким зрелищем. Договорились пройти город без остановок, дабы не дискредитировать себя перед местными жителями. Центром шли бодро, спину держали ровно, хромать себе не позволяли. В зеркальных витринах видели свое отражение  и были довольны.

12-00 Прошли центр Змиева, перешли Мжу. Было невыносимо жарко. В магазине мы решили пополнить запасы воды, но купили почему-то «Пепси». Плелись медленно, но с минуты на минуту ждали прилив бодрости. Запас времени еще позволял идти со скоростью 3,5 -4 км.

13-00 Можно назвать этот период пиком боли. Есть совершенно не хотелось, но мы продолжали жевать сладкие батончики, чтобы хоть как-то поддержать себя. Прошли село Чемужовка. Свернули в лес, и по азимуту пошли к ж/д полотну, а затем, перейдя через пути, побрели по узкой песчаной дорожке вдоль ж/д. Лес был наполнен ароматом смол и это необычайно радовало.

14-00 Видимо, подействовала «Пепси», усугубленная дозой черного шоколада - боль в ногах перестала чувствоваться и в голове просветлело. Шлось на удивление легко. Нам оставалось уже меньше 30 км,  и ровно 6 часов. Мы были уверены, что прекрасно вложимся в это время и к 8 вечера будем в Мерефе. Из леса вышли в поля, вдалеке виднелась зеленая черта посадки – нам туда.

15-00 Двигались по кромке леса, так как полевые дороги отсутствовали. Через некоторое время стало ясно, что мы не можем сориентироваться.  Было пару версий того, где мы находимся – и конечно же мы верили в ту, где идти к Мерефе оставалось всего ничего. Закончилась вода. Некоторых участников начало подташнивать. Обсуждали, как бы так поскорее выскочить к Мерефе и уехать в Харьков шестичасовой электричкой.

16-00 После блуканий полями приняли единственно правильное решение углубляться в лес. Шли по азимуту на запад. Медленно продвигаясь в зарослях, наткнулись на речку (уже позже выяснилось, что это река Боровая), и как раз в том месте, где через русло лежало удобное для переправы бревно (нам явно везло!). Шли просеками, придерживаясь западного направления. Иногда они заканчивались, и приходилось искать новую. Вооружились посохами - они хоть немного разгружали ноющие колени. Подташнивало, кратковременно закладывало уши и покалывало в груди. Мучила жажда. Но никаких острых болей не было.

17-00 Продолжали нарезать петли по лесу, отыскивая село Тимченки. Настроения были упаднические – до финиша оставалось три часа, а мы даже не знали, где находимся. Привалы уже давно решили не делать – после них так сложно войти в нужный ритм. Мы иногда ненадолго замедляли шаг и таким образом отдыхали. Говорить, а главное думать было очень трудно. Уже ничего не обсуждали.

18-00 Послышался лай собак и шум авто. Мы приближались к селу. Вышли в Тимченки. Первое, что сделали – это купили воды. Мы присели на обочине на 10 минут, утолили жажду и перевели дух. По словам сельчан, к Мерефе оставалось полтора часа ходьбы. Уже в  18-15 мы вышли на хорошую лесную дорогу, прямиком ведущую к нашей цели.

19-00 Шли достаточно быстро, так что сами себе удивлялись. Очень не хватало трекинговых палок, но по пути каждый обзавелся парой посохов. Мы передвигались, словно запрограммированные машины, смотрели только на песчаную дорогу перед собой, замедляли шаг лишь для того, чтоб подождать отставшего. Когда по обочинам дороги  стали появляться пластиковые бутылки и пакеты с бытовым мусором, сочли это хорошим для нас знаком – город уже близко.

19-30 Еще издали в просветах леса увидели постройки, прибавили шагу. Первые дома вынырнули перед нами. Мы были очень рады, на часах – полвосьмого. Цель была достигнута. Мы сфотографировались на финише с флагом, и отправились искать автобусную остановку. Полевые подсчеты километража с учетом перепадов высот на Змиевых горах и в Гомольшанских лесах, и безумных петель в лесу на последних 15 км давали уверенность в том, что мы честно прошли положенные 100 км.

Прочувствовав на себе все прелести Пешеходной Сотки, мы все же не осмелимся давать советы тем, кто хочет повторить подобный «марафон» – ведь мы и сами до конца не представляли, как отреагирует тело на такие нагрузки. К счастью, все обошлось без эксцессов - пару водянок да ноющие мышцы ног, общая усталость и накопившееся недосыпание.  Возможно, нам следовало перед «соткой» хорошенько выспаться (к сожалению, никто из участников не смог этого сделать, мы были на ногах около 36 часов), а так же на следующий день не стоит надеяться с утра вскочить и побежать по делам - хромающая походка, шокирующая публику, гарантирована.

Мы поняли, что «сотка» за сутки – это невероятно круто, но пройти ее еще разок пока что совершенно не хочется.