ВелоМандри.UA: 1200 км к Югу


"Что такое юг? — О, это край, напоминающий рай!"
Лягушка-путешественница

 

Август застал нас в Черновцах. На тот момент мы проехали 1000 км Левобережьем и 1700 км по Западной Украине, а также покорили Говерлу. Теперь дело было за малым – через Хмельницкий и Винницу добраться в Умань, а оттуда автобаном прямиком в Одессу, к запланированному финишу.

Еще одним важным обстоятельством стало то, что наша и без того маленькая команда сократилась до двух участников. Таким урезанным составом мы и закончили свое путешествие на юго-западе Одесской области.

Дорога из Черновцов была щедрой на подъемы и аномально жаркой. Ехали мы буквально от колодца к колодцу, благо они встречались не только в селах, но и прямо на трассе. Каждая новая  горка давалась с трудом, пот заливал глаза, футболки хоть выкручивай, и мы шутили – наконец-то пришло лето. Ехать вдвоем было непривычно, но в путешествии быстро ко всему привыкаешь. Зато перемещаться стали быстрее, и уже вечером стояли на крутом берегу Днестра, любуясь старинным Хотынским замком. Редкие туристы бродили по территории музея, было тихо и умиротворенно – как мы и любим.

Места эти были нам знакомы по предыдущему путешествию. Чуть дальше по реке можно было поставить палатку на пустынном пляже с видом на крепость, но почему-то решили в тот же день доехать до Каменца-Подольского. Уже смеркалось, когда мы пришли на реку Смотрич и поселились  в уникальном месте – Смотрицком каньоне. Нас ждал приятный вечер на берегу реки и не менее живописное утро меж высоких каменных стен.

В каньоне около села Цыбуливка

Ну а рано утром мы отправились осматривать город. Каменец-Подольский, дождливый и пасмурный, оставил самые приятные впечатления. Пережидая дождь, мы дегустировали местный кофе, ведь поговаривают, кофейни здесь возникли даже раньше, чем в Вене. А как только распогодилось, катались старым городом, смотрели старинные храмы и, конечно же, посетили древний замок, который является одним из Семи чудес Украины.

Согласны на все сто!)

Костел Петра и Павла

Старый замок

Наверное, самые узнаваемые башни

Трассу до Хмельницкого можно смело называть «веселыми горками» - бесконечные подъемы-спуски, палящее солнце, неутолимая жажда. Благо, к вечеру мы уже въехали в город. Тесный и шумный, Хмельницкий заставил нас быть особо бдительными на дороге. Мы передохнули в центральном парке и двинулись дальше.

Тарас Григорьевич в Хмельницком

Патріотичне місто!

Мы очень надеялись, что трасса станет получше, но увы - обочину там словно кто-то «откусил», заставив нас перемещаться по редким огрызкам. Фуры проезжали совсем рядом, часто сигналили, мол, уберитесь с дороги, самим тесно. А что оставалось делать, ведь мы планировали ехать так еще как минимум 180 км. Мы набрались терпения и, несмотря ни на что, проезжали свои положенные 80-90 км в день.

Край, в который мы попали, называется Подолье. Он славен своим героическим прошлым и выдающимися личностями - вот так неожиданно для себя мы узнали, что это родина Устима Кармалюка, национального героя и предводителя крестьянских восстаний в 19 веке. На месте его могилы теперь установлен высокий памятник.

В Летичеве

По пути нам стали попадаться на глаза маленькие сельские музеи – мы знали, что туда нужно идти обязательно. В таких местах работают люди, искренне любящие свое дело, умеющие и других «заразить» этой любовью. Так мы попали в литературный музей Михаила Стельмаха – украинского писателя, которого все мы читали в школе, но уже и сами не помним об этом. 

Советское оформление залов (хотя там рады и этому), немного личных вещей писателя и огромные фотографии на стенах – вот и вся экспозиция, но живой рассказ экскурсовода украсил и дополнил ее. Подарив нам час времени в прохладных музейных комнатах, мы по-дружески тепло попрощались с работниками музея и двинулись дальше.

Рабочий кабинет писателя

Ну куда ж без Тараса!

В следующем поселке мы тоже увидели музей - имени Устима Кармалюка. Жаль, время было позднее и на входных дверях красовался амбарный замок. Мы решили переночевать поблизости, а утром приехать к открытию. Эта небольшая задержка в пути того стоила!

Вход в музей - как в настоящую крепость

Экспозиция не оставила нас равнодушными. Мы сразу предупредили, что нас интересует исключительно Кармалюк и его жизненный путь, но экскурсовод подробно показала все залы музея, которые добротно оформлены и насчитывают много интереснейших экспонатов. Здание же музея – это бывшая тюрьма, где и был когда-то заключен выдающийся «народный мститель».

Предметы быта сельчан - современников Кармалюка

И тут "бандеровцы" - ну что ты будешь делать!

Эти вещи когда-то валялись по чердакам, а теперь - экспонаты!

Своего героя там величают не иначе как «наш Кармалюк», и очень гордятся, что человек, поднявший на борьбу с несправедливостью около 20 тысяч крестьян, родился и жил в их крае. Говорят, Кармалюк был высокий, статный, обладал «железным» здоровьем и нечеловеческой силой. В документах того времени упоминается, что он владел гипнозом и прибегал к магии. Никто не знает, как ему удавалось столько раз бежать из заключения, оставаясь невредимым. Потому не удивительно, что одно только имя Кармалюка наводило страх по всей округе. С тех пор прошло много времени, но Кармалюк был и остается символом несломленной воли и мужества, борьбы и свободы.

Ну а дальше - 35 км по утренней трассе и вот уже Винница. Ездить по центру оказалось на удивление приятно, и мы с удовольствием покатались главными улицами города, прогулялись по набережной и, конечно же, увидели одну из главных достопримечательностей Винницы - свето-музыкальный фонтан на реке.

Винница - уютный город

Экскурсионный тур Винничиной продолжился особняком княгини Щербатовой, литературным музеем и памятниками известным писателям и поэтам. Все это расположено в одном небольшом, но широко известном на всю Украину городке Немиров - славится он, конечно, не этими достопримечательностями, а водочным заводом компании Nemiroff.

В здании дворца сейчас действующий санаторий

Холл и коридоры украшены картинами из коллекции княгини

Здесь родился выдающийся поэт и писатель Некрасов

Мы перемещались, не сбавляя темпа. На следующий день уже была Умань. Это означало, что мы очень близки к финишу, и становилось даже немножко грустно от мысли, что скоро все закончится. В Умани хотели посетить дендропарк, но с велосипедами нас туда не пустили. Что ж, решили мы, значит раньше будем в Одессе, и, полные оптимизма, отправились искать выезд на автобан Киев-Одесса.

Привал под платаном

Прямая дорога к морю

Для нас автобан был символом финишной прямой - мы планировали легко и быстро покатиться прямиком к морю. С таким боевым настроем двинулись вперед, но не тут то было! Постоянные подъемы заставляли нас все более усомниться в том, действительно ли Одесса расположена на море, и не проходит ли здесь какая-то горная гряда. Груженные фуры тоже буксовали на подъемах, обдавая нас черным выхлопным дымом, мы медленно тащились вверх, сочувствуя друг другу.

Из плюсов автобана – это выделенная полоса, что, несомненно, облегчало нам жизнь. Там мы чувствовали себя почти в безопасности, никто не сигналил, не сметал нас в кювет потоком разгоряченного воздуха. Минусов было значительно больше – мы постоянно пробивали колеса ошметками покрышек и колючками, которыми была устлана наша полоса, трудно было отыскать воду, не делая крюк в ближайшие села, да и непрекращающийся шум, палящее солнце и полное отсутствие тени тоже не радовало.

После N-ного прокола камеры уже не меняли, а лишь подкачивали

Зато после дневного ада на раскаленной трассе наши ночевки казались невероятно живописными и уютными. Мы селились в посадках и лесочках возле небольших  сел, или на крайний случай около автозаправок - там всегда можно набрать питьевой воды. Вечером очень хотелось тишины, но автобан не замолкал ни на минуту. Единственным исключением стала ночевка на Южном Буге - сказочное место!

Красота!

Пресноводный Меганом – так мы окрестили эти каменистые берега. Река была настолько мелкой, что даже дети переходили ее в брод, местные ловили там мидий и жарили на костре. Обвешавшись гамаками и стиркой на бельевых веревках, жили приезжие - прям как на море. Мы же поселились среди камней под низким деревцем и наслаждались погожим тихим вечером вдали от трассы.

Вечером...

...и утром

Вечером 13 августа мы подъехали к Одессе. В темноте долго выбирали место ночевки, а это было непросто – на сотни метров тянулись какие-то склады и контейнеры, нас облаивали охранные собаки, гнались за велосипедами. Когда время на часах уже приближалось к 11 ночи, мы забились в посадку и, слушая звуки сортировочной станции, уснули тревожным сном, как и положено бродягам.

Хаджибейский лиман

Закат над лиманом

Рано утром мы были в Одессе. Позади – 3500 км. Гуляя шикарным центром, мы праздновали финиш экспедиции – ведь, как нам  тогда казалось, Одесса была последним значимым пунктом на нашем маршруте.

В Одессе мы провели чудесный вечер у моря с долгими разговорами о путешествиях. Рассуждали и о целесообразности ехать дальше, на юго-запад области. «Ничего интересного там не увидите, печальное завершение путешествия вы себе запланировали, - говорили нам одесситы, - это не самые живописные места, разочаруетесь...». 

Уезжали с противоречивыми мыслями – ну правда, зачем нас в глушь несет? Чего мы там не видели? В пустую потратить целую неделю… Благо, все эти мысленные прения развеялись, едва мы выехали на жаркие и тихие степные просторы, где по обочинам трасс простирались виноградники, шелестели посадки акаций, бродили стада коз и овец, за копейки продавали арбузы, а в селах почти каждый дом предлагал молодое вино по смешным ценам. Все вокруг было сухим, желтым, пыльным. Мы чувствовали себя героями вестерна, открывающими новые неизведанные просторы, и шутя называли этот край "дикий юг".

Нашей целью был городок Вилково в дельте Дуная, туда мы и держали путь, минуя интересные населенные пункты, в которых никогда до этого не были и вряд ли еще когда-то побываем. Много чего нас удивляло и радовало, и мы с каждым днем все больше влюблялись в этот край.

Последнее свидание с морем у нас было намечено в селе Приморском, куда мы приехали воскресным вечером. Было прохладно, пустой пляж оживляли только редкие прогуливающиеся парочки и оголтело кричащие чайки. Мы поселились прямо на берегу, но насладиться закатом помешал дождь и сильный ветер. Зато утро было незабываемо-красивым!

18 августа мы наконец-то прибыли в Вилково – «украинскую Венецию», где лодок  по берегам каналов было больше, чем авто на улицах, ну а мы со своими велосипедами вообще выглядели ужасно нелепо.

Ровно два месяца в пути - со смехом вспоминался день старта 18 июня, когда нас обуревали сомнения - а мы вообще хоть до Сум доедем?! Каких-то особых чувств по поводу финиша не было – какой может быть финиш, если вечером предстоит катить километров 30-40 по ночной трассе, и еще весь следующий день провести в седле. Мы просто радовались, что оказались в этом городке и без спешки приступили к осмотру достопримечательностей.

Главный канал города

Каналы здесь называют ерики, и многие из них уже обмелевшие

Вилково – город, где туристов умеют принимать радушно. Люди то и дело останавливали нас, предлагая лодку, экскурсию, вино или просто рассказ об уникальности Вилково и его жителей – ериках и лодках, диких птицах, рыбаках, староверах, отшельниках.

Кстати, о староверах. Они, липоване или староверы-раскольники, и основали Вилково, переселившись сюда из России около 300 лет назад. Две городские церкви из трех - старообрядческие. В разговоре легко можно узнать липован - безобидный вопрос в кафешке "какой пароль от Wi-Fi" вызывает просто бурю эмоций - "не знаю, и знать не хочу, и дома у меня такого нет и не будет". Рассказывают, что есть среди них и настоящие отшельники, живущие в гирлах Дуная даже без электричества и промышляющих рыбацким делом и натуральным хозяйством.

Памятник основателям города

Вилково в  первую очередь рыбацкий городок, а уж потом - курортный

Выезжали уже на закате. Ночь, трасса, о которой местные шутили - «это одно направление, а не дорога»,  полчища комаров, рисовые поля и бесконечные каналы, поросшие камышом.

Последняя ночевка обещала быть экстремальной. Мы уже не надеялись на горячий ужин и живописные виды, а мечтали отыскать хоть небольшой пригодный пятачок твердой земли, не изрытой каналами. Нас выручил случай – работник одного из таких каналов позвал нас в свою сторожку. Мы еще сомневались, но облепившие нас комары ускорили принятие единственно правильного решения – так мы очутились в маленьком, но уютном домике, да еще с электропечкой (да здравствует ужин) и даже кондиционером! Последний вечер выдался по-настоящему праздничным – была скромная снедь и 50 грамм «крепкого», веселая компания рыбаков, что зашли на огонек и нескончаемый поток шуток и приколов, адресованным ко всем присутствующим.

Веселый хозяин домика на Дунае

Эта ночевка удачно подытожила все наши долгие дни в путешествии. Отпраздновав завершение экспедиции таким оригинальным способом, мы направились в Измаил, где нас ждал ночной поезд в Одессу, а оттуда – уже домой, в Харьков.  Почти 4000 км было позади, 17 областей, а сколько городов и сел - просто в голове не укладывалось.

Вернувшись домой, мы привезли с собой не только множество фотографий, но и огромный «багаж» приятных эмоций и вдохновения. На собственном примере мы доказали, что путешествовать на велосипеде на большие расстояния могут даже новички, что это недорогой, но очень увлекательный способ посмотреть свою страну и посетить такие уголки, в которые туристы редко заглядывают, что это насыщенный событиями и эмоциями отдых, который непременно запомнится на всю жизнь.

Теги: 







Комментарии